Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/lararin/sovetday.ru/engine/modules/show.full.php on line 243 Памятка для работы вожатым в детском лагере - 17 »
СоветДня
» Работа » Памятка для работы вожатым в детском лагере - 17
Всего советов: 1507 
 Главная страница
 Дом
 Усадьба
 Хозяйство
 Быт
 Еда
 Экономика
 Человек
 Интересы, хобби
 Вредные советы
 Каталог ссылок
 Обратная связь
 О сайте
 
У страха глаза велики, или первый раз вожатым
(написано по мотивам лагеря «Звезда Вифлеема»)


Оглавление: Стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,
12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Быт...

Родительский день.

Представьте себе девственные джунгли. Представьте что там живет некое лесное племя, живет оно себе и живет – своими радостями и печалями, добывают себе пищу, занимаются своими маленькими делами, т.е. живет в свое удовольствие… Представили? Хорошо. А теперь представьте что в один прекрасный день к ихним бунгало подъезжает здоровенный автобус с туристами, человек эдак 100 – 150 которые начинают ходить везде, щелкать фотоаппаратами, заглядывать в хижины и проч. Правда весело? Вот нечто примерное лагерь испытывает в родительский день. Правда одними фото тут не отделаешься – «туристы» будут заглядывать даже в кровати, перетряхивать вещи, допрашивать вожатых, и.т.д. Но, как говорится – спокойствие, только спокойствие… Не все так страшно!

Для начала мы должны понять психологию приехавших:
1. Родитель хочет увидеть своего ребенка отдохнувшим, поправившимся и повеселевшим.
2. Родитель хочет понять – как ребенок чувствует себя в лагере – не обижают ли его, хорошо ли к нему здесь относятся
3. Родитель хочет узнать, как и чем его здесь кормят
4. Родитель хочет узнать – не скучно ли ребенку в лагере, как он проводит свое время, чем он здесь занимается.

На что сразу обращает внимание, приехавший родитель: (расставлено в порядке важности, с точки зрения родителя))
1. Гигиена ребенка – умыт ли он, одет в чистое или грязное.
2. Быт ребенка – в порядке ли хранятся его личные вещи, отделены ли чистое белье от грязного, часто ли меняют ему постельное белье.
3. Есть ли на его теле ссадины, синяки, ушибы.
4. Поправился ребенок или наоборот похудел.

И ВСЕ!!! И все уважаемые вожатые… родителей как правило в последнюю очередь занимает то ЧТО происходит здесь с детьми, и КАК здесь с ними работают… Их абсолютно не волнует что вожатые с руководством могут ночами не спать дабы изобрести нечто адекватное и разумное для их детей что бы они эти самые дети стали чуточку лучше и светлей… Но, вот меняют ли ежедневно вожатые носовые платочки у детей… это да, это конечно вопрос жизни и смерти… Я конечно немного утрирую, но тем не менее это действительно так и от этого конечно очень и очень грустно…

Родители зачастую любят поговорить с вожатыми о своем ребенке. Почему это происходит? По очень простой причине. Каждый родитель обязательно спросит своего ребенка – «как ты здесь живешь и чем ты здесь занимаешься?».
Но, ребенок в состоянии лишь выразить свои мысли в категориях дуализма: хорошо - плохо, нравится - не нравится… и.т.д.
А родитель это человек взрослый и столь информативно неполные ответы его естественно не устроят, он захочет знать больше и с подробностями. Вот поэтому родитель и начнет задавать свои вопросы вожатому.

Какие вопросы могут задавать родители?
Первый и самый важный вопрос будет звучать следующим образом: «Ну как он (она)?» Но, задаваться он может совершенно с разными интонациями – от несомненной гордости за своего ребенка и уверенности за своего «отличника», до тоскливо вопрошающего, типа «Вы еще живы?». И тем не менее вот список примерных вопросов (вопросы могут звучать вполне дружелюбно, а могут быть и в виде скрытых претензий)
1. Как он (она) себя ведет?
2. Есть ли здесь у него (нее) друзья?
3. Проситься ли домой?
4. Хорошо ли кушает?
5. Часто ли принимает душ?
6. Обижают ли его (ее) здесь?
7. Активно ли участвует в жизни лагеря?
8. Чем отличился (выделился)? Ой, вы бы его хоть чем наградили….
9. Ладит ли с другими детьми?
10. Одевается ли в чистое?
11. Быстро ли засыпает?
12. А высыпается ли?
13. Кушает ли он здесь фрукты? А они вообще здесь есть?
14. А будут ли у вас экскурсии?
15. А куда?
16. А… ну мы там уже были…
17. А еще куда?
18. Есть ли врач? Осматривает ли он детей?
19. А у вас тут вшей нет? Ой, а то я так боюсь…
20. Чистит ли зубы по утрам?
21. А вечером?
22. А во сколько у вас отбой?
23. А старшие мальчишки его не обижают? Ой, а то я так боюсь….

В принципе список поистине бесконечен… Но, зря Вы посчитали что вопросы какие то глупые и могут быть заданы человеком находящимся в великом волнении за своего ненаглядного… Вовсе нет! Посмотрите внимательно! Любой вопрос – самый, самый безобидный мгновенно оказывается претензией если Вы на него как то не так (с точки зрения родителя) ответите… Например: вопрос № 5 «Часто ли принимает душ?». Если к примеру Вы скажите – «через день». То можете услышать следующий ответ: «Ну… молодой человек… мы дома каждый день моемся, а тут грязь, пыль, дети носятся с утра до вечера – здесь уж тем более надо… Что ж Вы не смотрите-то? Вы ж тут и поставлены что б за детьми смотреть…»
Приятно? Вот вот…

Или, вопрос № 13 – «Кушает ли он здесь фрукты? А они вообще здесь есть?» Ваш ответ: «ну да… как все так и он». То можете услышать опять же следующее: «Что значит как все?! А вчера например какие фрукты были за обедом? Бананы?! Но, ему же нельзя бананы!!! Вернее можно чуть-чуть, но он их не любит. Что ж Вы не смотрите-то! Мы такие деньги заплатили а тут даже фруктов нет! Что за лагерь…» Поэтому правильный ответ должен звучать примерно так: «Конечно здесь каждый день выдаются фрукты – яблоки, груши, бананы, сливы, киви, апельсины. Ну а ест… как и все на свежем воздухе! У ж что-что но сладкое дети никогда не пропустят, кстати вечером еще есть 5 питание – йогурт, там эти фрукты как сами понимайте находятся в измельченном состоянии… Ну вроде ответил! Пожалуйста, следующий вопрос!»

Как видите, я нисколько не погрешил против истины, но какая либо претензия на этот счет со стороны родителей полностью исключена…
Вы наверное скажите – «вот вывернулся, насчет фруктов и ежу понятно, а что ответить насчет душа?».
Не вопрос. На реплику родителя я отвечу следующее: «Если у ребенка есть потребность или привычка каждый день принимать душ – мы конечно этому делу никоим образом не препятствуем, а наоборот всячески поощряем. У них вечером есть немного времени, которое выделено именно для вечернего туалета. Т.е. у ребенка есть все возможности принимать ежедневно душ. Это первое. Во-вторых – понимайте это в Москве грязь и пыль и всякая зараза, а здесь все стерильно – здесь чистая природа, бояться здесь нечего. В третьих – после тех мероприятий, которые требовали ощутимых физических нагрузок – все дети обязательно принимают горячий душ. Следующий вопрос!» Поэтому отвечайте максимально грамотно. Если нет таких дарований – лучше отошлите родителя к специально поставленному на это дело человеку – он за Вас ответит.

Что делать если родители начинают предъявлять претензии?
Примеры претензий:
«Ответьте мне пожалуйста, я положила новые ботиночки ему в сумку а он их так и не разу не надел, почему?»
«Почему у ребенка синяки, сопли и откуда они? Почему врач не принял меры?»
«Почему ребенок засунул мокрое полотенце обратно в сумку?»
«Почему Васенька звонил мне позавчера и чуть было не заплакал? Объясните Что Здесь Происходит с Моим Ребенком?»
«Почему он стал такой худой вы их тут совсем не кормите?»
«Почему у него волосы грязные и ногти не пострижены?»

И наконец сакраментальное: «У мальчика пропали носочки, такие черненькие. Где они?!!!, У ВАС ЧТО ВОРУЮТ???!»
Думайте я сейчас над Вами издеваюсь? Ничуть… Перед каждым родительским днем проводится оч. Большая планерка где Вам подробным образом будут рассказывать – что и как делать в отношении родителей. Но. Легче от этого не становится – это действительно испытание, но его нужно пройти.
Важно! Если Вы видите что сейчас на Вас набросится по поводу «черненьких носочках» - НЕМЕДЛЕННО уводите эту тетю подальше от остальных родителей! Это раз. Улыбнитесь ей. Это два. И скажите следующее: «простите, пожалуйста, если у Вас есть конкретные вопросы по программе, по тому как Ваш ребенок социализировался, как у него с коммуникативными навыками, что у него получается, а что не очень, или может быть какие то конкретные вопросы по его воспитанию…и.т.д. – тогда я с радостью отвечу Вам на них. Но, все что касаемо быта то у нас за это отвечает другой человек – сейчас он к Вам подойдет». Вы вряд ли сможете объяснить что то человеку который находится в таком вот взвинченном состоянии.

Классификация родителей (конечно условная)

1. «Тихие» Скромные интеллигенты. Не много застенчивые. Носят очки. (их ребенок так же может быть в очках). Два высших. Дружелюбны. Все более-менее понимают. Рады уже от самого факта, что их ребенок рад. Искренне любят своих детей и желают им только добра. Не слишком акцентируют внимание на быте, на неизбежный бардак в шкафчике для вещей могут посмотреть вполне философски – им скорее важно понять как себя чувствует их ребенок, есть ли польза от пребывания в лагере. В общей массе – около 15-20%. Это наши друзья и союзники.

2. «Умеренно-тихие». Интеллигенты. Не слишком застенчивые. На их челе написано – «разум и целесообразность». Образование – высшее техническое. Любят, чтобы все было грамотно, адекватно и только так. Внимательно читают все инструкции, памятки, договора и проч. Тщательно считают деньги – «что, куда и зачем». Не любят бардак. Сначала внимательно выслушают своего ребенка, затем так же внимательно выслушают Вас самих. Ради любопытства (хотя это редко) могут задать вопросы касательно проводимых мероприятий. Могут предъявить некоторые претензии касаемо бытовых условий содержания. («А почему у них в комнате так душно? Вы там проветривайте?»). Возможно, будут ходить по лагерю и хладнокровно прикидывать соотношение заплаченных за путевку денег и бытовые условия пребывания. Не ждите от них слов благодарности – отнесутся к Вам с заметным холодком (Вы всего лишь функция-приложение к их ребенку) Отношение к собственному ребенку: это математическая формула, если все стоит на своих местах, то и результат должен быть соответсвенен. В общей массе – 10-15%. Подружиться в принципе можно.

3. «Замученные жизнью». Очень часто это одинокие матери – им выпала нелегкая доля одним воспитывать ребенка. На многие вещи смотрят с изрядной долей скепсиса. Искренне любят своих детей. Сначала смотрят и слушают Вас с недоверием, но потом воодушевляются от Ваших адекватных и передовых взглядов и рады что ребенок попал именно в Ваши руки. Пытаются понять и увидеть всю картину разом – и быт, и игры, и программу, и директора и всех вожатых, и врача, и чем кормят, и.т.д. Это продиктовано лишь одним желанием – им хочется понять, счастлив ли ребенок в этом месте (вопрос пользы заметим, может и не стоять вовсе). С надеждой в глазах выслушают все Ваши замечания и советы по воспитанию. Как вы с ними расстанетесь, зависит целиком и полностью от Вас - но, обычно расстаемся очень хорошо (пару раз было что дети подводили меня к таким мамам со словами: «мам я хочу что бы это был наш папа…» женщины, конечно смеялись, но провожали меня очень задумчивым взглядом). В общей массе – 5-10%.

4. «А вот мы и приехали!» Самая основная часть родительского состава. Народ очень разношерстный. Пестрота характеров, возрастов, менталитета, ценностей, принципов и взглядов. Как правило люди настроения, в своих оценках далеки от справедливого и взвешенного подхода (это будет зависеть от того с какой ноги они сегодня встали и кого они в автобусе по пути сюда наслушались). Если рядом скандал - будут с интересом прислушиваться. Несмотря на православность – внутри все-таки это по большей части мещане эгоисты. Любят сплетни и байки о ужасной лагерной жизни. Ничего не соображают в воспитательном процессе. (искренне думают что мы тут только в футболы гоняем). Для них очень важно что бы ребенок покатался на лошадках и съездил на экскурсию.

Могут начать возмущаться по поводу, ну скажем качества питания детей… но, как только их самих заведут в столовую и покормят, возмущение мигом улетучится. Считают если в корпусе на окнах стеклопакеты, значит деньги вроде бы и не зря заплатили. В целом ведут и держатся вполне добродушно. В вопросах быта – все зависит от их настроения, т.е. абсолютно не предсказуемо. Целиком и полностью зависит от Вас – как Вы расстанетесь друзьями или… В общей массе – до 50%

5. «Дотошные». Довольно своеобразная категория. Совершенно разный социальный статус, но есть некая объединяющая деталь: за то время пока они находятся в лагере, они хотят во все вникнуть, соответственно последует непрекращающаяся череда вопросов. Поможем им в этом. Если меня рвут на части другие родители с более важными вопросами, то обычно я предлагаю дотошным родителям такой эксперимент: «так как я полностью доверяю своим детям, то возьмите любого ребенка из моего отряда – вон они в сторонке играют, отведите его и поговорите с ним, а он Вам и расскажет, как мы здесь живем, как я вожатый к ним отношусь, во что играем, и.т.д. , если есть желание можете поговорить со всеми вместе. Я при разговоре присутствовать не буду, а если после беседы с детьми у Вас останутся какие либо вопросы или Вы еще что-то хотите узнать дополнительно – тогда я весь к Вашим услугам». В общей массе не более 5%.

5. «Ужас летящий в ночи». Вот оно. То самое. Перед Вами морально больное, искалеченное существо. Как правило, это женщина от 30 до 45 лет. Разведенная (супруг поняв свою страшную ошибку давно сбежал). Уставшая от жизни и от самой себя, не верящая ни кому и ни во что. Жуткая психически неуравновешенная эгоистка - вконец измордовавшая своего ребенка. Внимание! Разговаривать с ней может только профессионал. Если она только-только начала громким и визгливым голосом высказывать свои претензии (это еще так… для разминки).
«Где Ваше начальство?!!! Почему в кровати оказался песок??? Антисанитарию развели - я на вас в прокуратуру подам!!!»
«Где его тапочки изверги, он, что босиком здесь ходит?!!!»
«Где 5 килограмм конфет, что я ему положила????!! Это Вы все отобрали и сожрали у него!!! Да! Да! Да!!!»
«Почему у него (нее) царапины??? Кто изуродовал моего ребенка, куда смотрит ваш врач????!!!!»

Смело берите ее за руку и дружелюбно улыбаясь, отводите к профессионалу (на ночной планерке скажут, кто это будет). Сами даже и не думайте что-либо пытаться ей объяснить – иначе до конца смены будете неважно спать и вообще вконец утратите веру в человечество. По статистике около 1% людей больны шизофренией в той или иной форме – делайте выводы. В общей массе не более 1-2%


Важно:
На протяжении всего родительского дня носите с собой все объяснительные которые Вы успели собрать. Так же держите при себе план всей смены – оч. помогает и то и другое.

Теперь давайте рассмотрим два примера – один раз за смену Вы скорее столкнетесь или с одним или с другим.

1. У Вас на отряде имеется вот такой вот ребенок: обидчивый, задиристый (провоцирует других), неусидчивый, эгоистичный, легко возбудимый, плохо управляемый «конфликтный ребенок». Как я уже писал выше его мама (или папа, бабушка – кто там его воспитывал) может оказаться ничем не лучше своего чада. Ребенок естественно своей маме успел пожаловаться и вот мама находит Вас со словами:
Мама: «Простите пожалуйста, мой сын говорит, что его постоянно здесь другие дети обижают, притесняют и обзывают… Я своему ребенку верю – объясните мне почему это происходит?».
Вы: «Простите но это не совсем так…
Мама: «Тогда объясните мне в чем дело?»
Вы: «Васенька иди пока погуляй…. Спасибо. Так вот… Я повторюсь это не так… Ваш Вася сейчас конечно очень много Вам рассказал самого интересного. А знайте почему? Да потому что я пообещал ему в родительский день поговорить с Вами, и кстати искал Вас. Видимо в преддверии этого разговора он и решил немного подстраховать себя…

Ну так вот… С Вашего позволения я начну… Вот посмотрите – вот эти девять объяснительных получены с Василия за 8 дней, практически по одной в день… Давайте посмотрим что у других детей – у большинства ни одной. Ну пожалуй вот – еще у одного мальчика их две. Вы знайте… в руководстве с детьми мне просто необходимо быть справедливым не взирая на лица. Дети прекрасно знают, что если они ведут себя как то не совсем адекватно, тем более по отношению к другим детям, то они будут наказаны – объяснительная это своего рода то же наказание. Давайте почитаем – за что я наказывал Василия. Вот смотрите сами: драка, нецензурные выражения, еще три драки, дрался подушкой, обливал девочек из бутылки с водой, и т.д. Лично я против Василия ничего не имею – мне важен каждый ребенок, мало того любой ребенок представляет для меня ценность, потому собственно я здесь и работаю… Но, понимайте в чем дело, я еще раз повторюсь вынужден был реагировать подобным образом – т.е. прибегать к наказаниям, в противном случае страдали другие дети, а у них то же есть свои родители, которые потом с меня спросят – почему я не пресекал всякие безобразия. Вы меня понимайте? Отлично.

Вот кстати идет мальчик Петя которого Вася побил подушкой. Петя подойди на минуточку (далее следует рассказ Пети)
Вы: «Вот видите – как все было на самом деле. Правда неприятно? Я Вас понимаю – у Вас сложный ребенок и Вы это конечно же знаете лучше меня, т.к. Вы с ним прожили всю жизнь а я только 8 дней, но поверьте пожалуйста, мне так же как и Вам иногда приходилось очень нелегко… И если сейчас мы позовем сюда Васю и всех других детей, то Василию будет очень и очень непросто взглянуть в их глаза… Я думаю если мы сейчас позовем его сюда и спросим – хочет ли он этого, то услышим категоричное «нет». Но, поверьте – не все так плохо, все же есть небольшой прогресс, просто еще нужно много с ним работать… Понимайте?»

Мама: «какой кошмар… мне он рассказывал совершенно другое…»
Вы: «Простите, Вы знайте что сейчас сделайте – вот Вам объяснительные – отведите его в сторонку и поговорите с ним по каждому эпизоду, и если у Вас возникнут какие либо вопросы относительно любого случая или Василий будет говорить что все было не так – то, найдите меня пожалуйста, а тогда приведу и другую сторону конфликта. Договорились? Но, поверьте мне на слово все что в объяснительных написано – чистая правда. Все. Спасибо что Вы меня внимательно выслушали…».

Вы знайте, пачка объяснительных написанных рукой их ребенка производит неизгладимое впечатление на родителя. Любому родителю (даже самому неадекватному и скандальному) в этот момент будет очень и очень стыдно за своего ребенка… Вернее даже за то, что она (он) дали такое воспитание собственного чада.

После беседы родителя со своим ребенком снова (если есть возможность) подойдите к ним и задайте Василию при маме несколько вопросов:
Вы: «Вася, я пообещал тебе поговорить с твоей мамой?»
Вася: «Да».
Вы: «Вася как видишь, я выполнил свое обещание»
Вася: «Да».
Вы: «Скажи, пожалуйста – я когда-нибудь был несправедлив в своих словах или своих действиях?»
Вася: «Нет» (Вася вынужден это признать, потому что это действительно так и есть)
Вы: «Спасибо Василий за ответы. Надеюсь, сейчас ты сделал определенные выводы, как будет все дальше складываться зависит только от тебя».
Вася: «Да».
Вы: «Молодец. Иди к отряду…»

Пример №2. и называться он будет – «ну оче-ень ску-у-учно».

К Вам подходит мама Васи и говорит: «Простите, Вы вожатый моего Васи? У меня к Вам несколько вопросов. Вот мой Вася говорит, что ему у вас очень скучно и заняться ему нечем. Мы заплатили такие за это деньги, думали, что ребенку здесь будет польза, а он каждый день домой звонит и говорит что ему скучно. Почему так?»
Вы: «Простите это несколько не так...»
Мама: «Объясните тогда».
Вы: «Василий, подойди пожалуйста сюда… Ну давайте смотреть…. (достаете план всей смены) Вот смотрите… Первый день… мы только приехали – Василий помнишь что у нас было – у нас была игра – «разведай, выведай, спроси», и весь отряд носился по лагерю, потом был вечер знакомств всех со всеми, потом вхождение в смену (Средиземье, Нарния, Джунгли, МумиДол, и.т.д.) Было театрализованное представление вожатых…посвящение в отряды… Помнишь? Второй день у нас начался тренинговыми играми к прохождению Тропы Смелых – помнишь, было такое? Да, было… А после обеда началась и сама Тропа Смелых, и мы всем отрядом проходили разные испытания, помнишь ты еще переживал очень сильно что мы не прошли ни одного этапа… А потом у нашего отряда уже вечером был костер, и мы там играли… Потом мы пришли в корпус и у нас была первая наша «свечка»… Помнишь? Мы каждый друг другу рассказывали – что мы хотим чего ждем от лагеря, что у нас пока не получается… А на следующий день у нас были «Загадки», и ты очень веселился что помог отгадать целых две… Далее у нас была «Великая Охота» и мы всем отрядом соревновались с другими, кто наберет больше всего «дичи»… А вечером были «лоскутки Жизни». Было такое?, А еще мы играли в футбол и пионербол, и вообще вспомни, сколько игр мы уже провели, много ведь, правда?»

Вы: «Ну вот и это всего первых три дня…Могу продолжать дальше… Как видите программа очень наполнена, у детей практически нет свободного времени, есть чуть-чуть перед отбоем – время вечернего туалета, все остальное время все дети заняты».
Вы: «Вася, сколько у нас кружков? Давай я тебе подскажу – целых 16, ты где был… понятно… но все же есть из чего выбрать, правда?»
Вы: «Альпинизм был у нас?»
Вася: «Да…»
Вы: «А луки, помнишь мы все стреляли из них?»
Вы: «А скоро будет Великая Война, Поход, и еще много чего не менее интересного…»
Вы: «Вот видите – все же как мне кажется в лагере есть чем заняться… Дети наоборот жалуются что у них совершенно нет свободного времени…»
Мама Василия таким образом прекрасно поняла что дело не в том что ребенку здесь заняться нечем, и им здесь никто не хочет заниматься, она поняла что дело в самом Василии, и таким образом вопрос оказался полностью закрыт.


Похожие советы:
 (голосов: 0)
     Просмотров: 2474   Комментарии (0) | 18 апреля 2012
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код



Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных (E-Mail, IP-адрес).